Наша История

Мой Дед - Корнилов Борис Иванович

Из воспоминаний Куценко Ксении, внучки первого директора техникума Корнилова Бориса Ивановича


Жил на нашей земле очень хороший человек- Человек с большой буквы. Прожил трудную, но удивительную и прекрасную жизнь, о которой можно рассказывать и рассказывать. И я горжусь тем, что этот Человек - мой родной Дед, Корнилов Борис Иванович. Светлая ему память.

            О моем дедушке, наверное, можно было бы написать замечательный роман. То, что мне рассказывала моя мама, Марина Борисовна, о нем, о его жизни, очень хорошо перекликается со словами его любимой песни: «Я люблю тебя, Жизнь, что само по себе и не ново, я люблю тебя, Жизнь, я люблю тебя снова и снова. Вот уж окна зажглись, я шагаю с работы устало, я люблю тебя, Жизнь, и хочу, чтобы лучше ты стала».

             Родился Борис Иванович в городе Молога Ярославской губернии 1 мая 1923 года в семье советских служащих (в то время было принято именно так писать). Отец Корнилов Иван Николаевич, бывший прапорщик царской армии, признавший революцию, мать Корнилова Екатерина  Семеновна (урожденная Николаевская) – медицинская сестра, из большой семьи губернского священника. В семье Корниловых росло три сына, Александр, Борис и Юрий. Еще в юности братья Александр и Борис умели организовать и сплотить вокруг себя молодежь. От мамы я слышала, что в юности братья Александр и Борис прошли в походах весь Крым - побережье и горы знали, как свои пять пальцев. Наверное, в годы войны деду это очень пригодилось – ведь именно в тех краях он участвовал в оборонительных и освободительных боях.

             На войну Борис Иванович пошел добровольцем. В 18 лет был направлен военкоматом в Военное училище связи (военный радист), участвовал в боях на Северо-Кавказском, а затем на 4-ом Украинском фронтах – в составе разведгруппы освобождал Севастополь (бои на Сапун-горе), Феодосию, Керчь. Был ранен, контужен, попал надолго в госпиталь, но не был комиссован. Затем участвовал в боях по освобождению Чехословакии, там и встретил День Победы в звании гвардии старшего сержанта. За боевые заслуги получил ордена и медали.

            Я прочитала все письма деда с фронта : сколько в них любви к своим близким, семье, к родине, боли и переживаний за однополчан – солдат, с кем бок о бок ему пришлось пройти сотни, тысячи километров военных дорог, кого он терял в боях и кого пришлось ему хоронить. Сколько в этих письмах поэзии, доброты, шуток и скрытого юмора! И все это помогало воевать, выжить и вернуться домой!

В 1945 году по предложению военкомата г. Ярославля Борис Иванович поступил в Краснознаменное военно-политическое училище имени М.В. Фрунзе г. Горький. Но год-два- и мирная жизнь взяла свое. В 1947 году Борис Иванович поступил в Ярославский педагогический институт имени К.Д. Ушинского, закончил его с ускоренным выпуском, а в 1949 году получил назначение в школу №43г. г.Ярославля заведующим учебной частью - в 27 лет уже завуч школы. За плечами тяготы войны. На груди заслуженные ордена и боевые награды. Два ранения. А в глазах - азарт, жажда жизни, и надо столько успеть! Инициативный педагог, завуч на хорошем счету в партийных органах. Он замечен. Ему предлагают место директора в школе-интернате №3 в поселке Тутаево Ярославской области. И опять напряженная работа – благородный труд на благо школы. Строить, воспитывать и учить, учить, учить! И жить! Как в песне! Удивительно, как умело сочетал Борис Иванович труд и красоту в едином жизненном пространстве, а также мог организовать подрастающее поколение, своих учащихся – культпоходы, восстановительно-строительные отряды. Так, восстановление дома-музея Н.А.Некрасова Карабиха – заслуга Бориса Ивановича и его воспитанников.

Тогда же, в 50-х годах, Борису Ивановичу как ветеран и опытный педагог возглавил группу по обмену опытом с дружественной Германской демократической республикой- с педагогическим коллективом и воспитанниками  школы- интерната небольшого немецкого городка Ауэрбах.

В 1959 году Борису Ивановичу предлагают очень интересную работу по созданию Кстовского нефтяного техникума в городе Кстово Горьковской области. С этого момента жизнь моего деда Бориса Ивановича, моей бабушки Ирмы Ивановны и моей мамы Марины Борисовны тесно сплетается с жизнью городка на Волге, с кстовчанами, с друзьями-соратниками на педагогическом поприще с 1959 по 1966 гг. 7 лет - это не так много, но и не так мало. Как сам техникум создавался с нуля и с единственного класса в школе №2, моя мама очень смутно помнит, маленькая была, а вот о том времени, когда появилось свое четырехэтажное здание техникума, воспоминания более четкие. В ее рассказах - о том, как девчушка, затаив дыхание, сидела в канцелярии директора под присмотром секретаря, о вечерах отдыха в актовом зале, о коллективных поездках в театр в город Горький, о выездах на природу - встречаются, возможно, известные имена и фамилии – Едренкин В.С., директор завода; Саркисянц Р., Кондратьев, Червонный К., Тюремнов И., Преображаенский Б.С., Спасский Б.И. - это главные инженеры завода, некоторые из них одновременно преподавали в техникуме. Их семьи, жены, дети - вот неполный круг общения семьи Корнилова Бориса Ивановича. Еще очень часто мама вспоминала замечательных людей города Кстово: Акулова А.С., главного хирурга в городской больнице, его жену Акулову Н.П. и главного врача больницы Коновалова Л.А., а также его жену Коновалову Г.А., преподавателя иностранного языка в техникуме.

А в 1966 году была Москва, перевод на работу в Миннефтехимпром СССР на должность начальника отдела по средне-специальному образованию. В 1968 была работа в должности директора научно-методического кабинета по высшему и средне- специальному образованию при Министерстве высшего и средне-специального образования СССР, работа очень напряженная, но плодотворная, отмеченная правительственными наградами. Защита кандидатской диссертации. Работа…работа…работа…и- проводы на пенсию: со стихами, грамотами, подарками, посвящениями. И заслуженный отдых. Но какой там отдых… «И вечный бой. Покой нам только снится…» И Борис Иванович в 59 лет решает потрудиться на любимом педагогическом поприще в дружественном Афганистане, в созданном народно-хозяйственном техникуме. И вот, 1982 год, Афганистан с бесконечными боевыми действиями. Город Мазари-Шариф – территория техникума. Преподавательский состав из СССР – советники живут на территории техникума. Город периодически обстреливается. Рядом в горах идет война. А Борис Иванович уже давно серьезно болен: у него на фоне военной контузии развивается и с каждым годом прогрессирует атеросклероз сосудов головного мозга. Да и другие ранения и болезни, приобретенные на войне, дают о себе знать. Врачи не рекомендовали ему ехать, но  Борис Иванович решил по-другому: он там нужен людям. Через 9 месяцев возвращение в Москву. Диагноз неутешительный – резкое ухудшение основного заболевания. И с этого момента, с 1983 по 1988, начинается борьба за жизнь: больницы, исследования, лечение, домашнее лечение, ухудшение, проблеск, реабилитация, лечение, больница…25 марта 1988 года Корнилова Бориса Ивановича не стало. Ушел он тихо. Сказать, что ушел без мучений, без боли, никто не может...

            Все эти годы, с 1952 по 1985 (вплоть до ухода на пенсию), рядом с Борисом Ивановичем  жила и трудилась и его супруга, Корнилова Ирма Ивановна, тоже педагог, ни разу в жизни не изменившая своей специальности. Умерла она 8 февраля 2002 года. Мои бабушка с дедушкой похоронены на маленьком подмосковном кладбище города Люберцы.

 Дочь Бориса Ивановича и Ирмы Ивановны, Корнилова Марина Борисовна, ныне Куценко, проживает с мужем Куценко Виктором Ивановичем, полковником в отставке, в городе Москва. Я, Куценко Ксения Викторовна, и моя сестра, Куценко Анна Викторовна, внучки Бориса Ивановича, также проживаем в Москве.

  Май 2010 г., г.Москва